Карта сайта: 1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|36|37|38|39|40|41|42|43|44|45|46|47|48|49|50|51|52|53|54|55|56|57|58|59|60|61|62|63|64|65|66|67|68|69|
Фотографии Белебея Фотографии Белебея Фотографии Белебея Фотографии Белебея





Славный город - лучший город

“Славный город Белебей, лучший город в мире!”


Недавно редакционная почта преподнесла приятный сюрприз: из Чебоксар пришло письмо от дочери классика чувашской литературы, нашего земляка Я.Г. Ухсая. Елена Яковлевна интересуется историей родины своего отца и занимается исследовательской деятельностью. Она прислала материал, посвященный городу Белебею.

Эти строчки из стихотворения Якова Ухсая “Поездка деда Мурзука в Москву”, написанного в далеком 1935 году, всегда приходят мне на память, когда я подъезжаю к Белебею после долгого отсутствия.

Почти каждый год я бываю на родине двух великих литературных классиков К.В. Иванова и Я.Г. Ухсая в селе Слакбаш, что в сорока километрах от города. Мой отец Яков Ухсай, народный поэт Чувашии, признанный мастер слова, появился на свет в этом селе, там же и нашел свой вечный покой на вершине Гусли-горы, вдохновенно воспетой им в своем творчестве. Соблюдая обычай нашего народа, я ежегодно приезжаю сюда поклониться его светлой памяти.

Родилась я и выросла в Чебоксарах, но мне всегда хотелось побывать на родине отца и автора поэмы “Нарспи”, ведь село Слакбаш мы почитаем за Мекку нашей культуры. Помню, в первый же мой приезд в Белебей папа меня оповестил: “Этот город и тебе родной: наши предки основали его”.

Звучит интригующе! Меня заинтересовали его слова, да и как не заинтересовать, ведь основание города - это тебе не фунт изюму, а событие легендарное! Позднее я нашла подтверждение его словам, обратившись к источникам и специальной литературе.

В своей монографии, посвященной жизни и творчеству Константина Иванова, Ухсай пишет: “Город Белебей был основан чувашами в 1757 году, но, надо полагать, что на этом месте чуваши обосновались сравнительно раньше; формирование города, как своеобразного центра ремесленного производства и торговли, происходило постепенно”.

В Большой советской энциклопедии также указывается аналогичная дата. Энциклопедическая статья словаря гласит: “Белебей основан в 1757 году. В административной книге Оренбургской губернии есть запись - в 1757 году новокрещенное село Белебеево переименовано в заштатный город Белебей”. Белебей здесь даже именуется заштатным городом.

В Приложении к Уфимскому Адресу - календарю на 1906 год (с.4) называется более ранняя дата: “Первое заселение Белебея относится к 1745 году, по преданию, на месте нынешнего города раньше было селение новокрещенных чуваш, получившее название по имени первого поселившегося здесь чуваша”.

Обратимся еще к одному источнику - к “Сборнику материалов по истории уфимского дворянства”, составленному в 1879 году В.А. Новиковым и продолженному в 1902 году Н.А. Гурвичем. Там также подтверждается, что “Белебей был населением крещенных чуваш и возник в 1757 году”.

Итак, как мы видим, в источниках фигурируют две даты основания Белебея - 1757 и 1745 годы.

В декабре 2006 года в Белебее широко отмечалось 225-летие города. Отправной точкой для празднования события послужил указ императрицы Екатерины II от 23 декабря 1781 года о провозглашении Белебея уездным городом. Согласно новой губернской реформе “пригороды и селения, по коим названы уезды, следовало переименовать уездными городами”. Исполнение данного указа было предписано генерал-поручику Якоби, губернатору Уфимскому и Симбирскому. В апреле 1782 года в своем рапорте императрице он сообщает, “что в уездных городах, в том числе и Белебее, произошли праздничные торжества по случаю открытия судебно-гражданских административных учреждений”.

Для объяснения произошедшей с селением метаморфозы обратимся к истории.

В 1775 году Екатериной II была проведена губернская реформа. Старая петровская реформа 1708-1710 годов была неудачна из-за своей непропорциональности: одни губернии были слишком велики, другие - малы. В основу екатерининской реформы была положена пропорциональность количества жителей: на губернию приходилось 250-300 тыс. жителей, 10-15 тыс. - на уезд. В 1781 году реформа дошла и до далекой провинции.

Для нового административного деления потребовались центры. Наиболее значительные села, которые исторически стали центром региона, были возведены в ранг городов.

А чем отличалось в то время село от города? Единственное отличие заключалось в том, что в городе наличествовали здания администрации и суда. Именно об этом докладывал императрице Якоби в апреле 1782 года: о присвоении Белебею статуса города путем возведения в нем административно-судебных учреждений. Вернее, даже не возведение Белебея в ранг города, а в ранг уездной столицы, уездного центра, ибо сама формулировка Якоби говорит о том, что он уже считал Белебей городом. Обратите внимание: “в уездных городах, в том числе и Белебее…”, т.е. Белебей в числе городов. Таким образом, если быть точным, дата окончательного превращения села в город или города в уездную столицу относится к апрелю 1782 года. (В скобках отметим также, что главное отличие села от деревни состояло в том, что в селе находилась церковь, а в деревне ее не было).

Белебеевский уезд был выделен в самостоятельную административную единицу именно благодаря тому, что Белебей в процессе развития уже сложился как торгово-ремесленный и, добавим, религиозный центр.

“Белебей уездным городом сделан в 1782 году при открытии наместничества из прежде бывшего Чувашского села”, - записано в “Топографическом и статистическом описании Оренбургской губернии в нынешнем ее состоянии” - М., 1837, стр. 139.

увашское село еще до возведения его в ранг города имело длительную историю. Белебеевские чуваши издавна занимались лесным промыслом. Деревянных дел мастера изготовляли всякую утварь, липовую посуду, хозяйственный инвентарь, телеги и сани для себя и на продажу. Жители занимались хлебопашеством, птицеводством, извозом; были среди них маслоделы, шорники. Это было значимое село, пользовавшееся, если можно так сказать, авторитетом, с торгово-ремесленными связями, которые замыкались на нем. Сюда приезжали за покупками, здесь сбывали свою хозяйственную продукцию, то есть село имело свой торг, оно стягивало население.

В середине XVIII века до предгорий Уральских гор докатилась волна крещения. Чуваши, будучи язычниками-пантеистами по своим религиозным воззрениям, крепко придерживавшиеся своей древней веры, были крещены. Миссионерами была построена деревянная церковь. Как мы знаем, в 1745 году Белебей уже упоминается как “новокрещенное село”. Таким образом, Белебей в середине XVIII века был и религиозным центром, ибо село имело свою церковь и, следовательно, свой приход, то есть сюда из окрестных деревень привозили крестить детей.

В анналы Белебея внесено событие, относящееся к истории Крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева. На схеме восстания обозначено, что Белебей был центром выступлений чувашей на стороне восставших. Исторически памятное место - часовня. На этом месте и была деревянная церковь, которую чуваши сожгли в 1774 году и затем вступили в повстанческий отряд. Сам Пугачев в Белебее не был, он прошел в Казань по другим дорогам.

В прошлом жизнь чувашского народа никак нельзя назвать легкой. За то, что наши предки придерживались древней веры в Отца-небо и Мать-землю, уходившей корнями в дохристианскую эру, на них были наложены непомерные денежные и материальные подати. Часть населения, не принявшая официальную религию, должна была платить подать даже за пользование питьевой водой: на родниках и ручейках чиновниками устанавливалась стража. Стремясь сломить древнюю чувашскую веру, чиновники применяли карательные меры, с помощью солдат вырубали священные рощи, а жрецов молитвенных мест подвергали пыткам и истязаниям. Чуваши не раз посылали своих ходатаев и поверенных к оренбургскому губернатору, но защиты не было, притеснения принимали все более изощренные формы.

Отстаивая право выражать религиозные чувства по-своему, иначе, чем предписано официальной религией, защищая свое человеческое достоинство, восставшие прибегли к крайней мере - поджогу.

Насилие порождает насилие. Указом императрицы в 1781 году бунтовщики были выселены из города, а остальная часть чувашского селенья немного позже рядом с городом основала деревню, назвав ее Новый Белебей. Чиновники же в документах административного деления дали ей унизительное название Малой Белебейки.



Итак, история Белебея началась не в 1781 году, а гораздо раньше. 225-летие - это празднование даты официального характера - получения Белебеем статуса уездной столицы, административно-судебного центра. На первый взгляд складывается ложное впечатление, что Белебей возник в 1781 году, в то время как это всего лишь дата официального оформления села в город. И городом-то Белебей стал потому, что был к этому готов. Новых городов для нового административного деления не создавали.

В исторической практике обычно принято считать датой возникновения города его первое упоминание в летописи. Пример тому - Москва, другие русские и нерусские города. 1000-летие Казани вообще отсчитывается от какой-то бусинки, которую нашли в самом древнем культурном слое поселения.

Дату возникновения Москвы относят к 1147 году, когда Москва, будучи еще владением боярина Кучки, упоминается впервые, - и, заметим, так, между прочим, - в летописи в княжение Юрия Долгорукого. И Юрий Долгорукий поэтому-то и считается основателем Москвы, что его имя упоминается рядом с этим географическим пунктом, а не потому, что он возводил там какие-то здания. Датой основания Москвы принято считать именно первое ее упоминание, а не конец XIII века, например, когда Москва с окрестностями была выделена в особый удел для младшего сына Александра Невского Даниила.

Так что 1781 год, считавшийся годом основания Белебея, это всего лишь промежуточная дата. До этого город уже имел свою длинную историю.

Елена Ухсай.