Карта сайта: 1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|36|37|38|39|40|41|42|43|44|45|46|47|48|49|50|51|52|53|54|55|56|57|58|59|60|61|62|63|64|65|66|67|68|69|
Фотографии Белебея Фотографии Белебея Фотографии Белебея Фотографии Белебея





Городские храмы

Глава написана на основе очерка протоиерея Транквиллина Земляницкого, опубликованного в «Уфимских епархиальных ведомостях» № 19 за 1916 год.

Очерк Земляницкого начинается с описания географического положения и происхождения башкир: «Когда-то башкиры были язычники. Ученые приписывают башкирам угорское происхождение. Название «баш-курт» впервые встречается у арабских историков в X веке, а в XIII веке в русских летописях упоминается хан половецкий Башкорд, за которым была замужем русская княгиня»…

Все эти утверждения – вступление к основной теме. Местечко Белебей, облюбованное беглыми чувашами, утверждает автор очерка, находилось на башкирских землях. Массовое крещение чувашей началось во время царствования императрицы Елизаветы Петровны. К этому времени и относится начало просвещения чувашей в Оренбургском крае (Белебей был в составе этого административного образования).

Для крещеных чувашей и была построена первая деревянная церковь в местечке Белебей во имя святого Архистратига Михаила. В каком году это произошло – неизвестно. Можно только предположить, что церковь была построена чуть позже 1757 года, когда часть новокрещеных чувашей была поселена на месте нынешнего Белебея.

Насильственное или проведенное без должной подготовки крещение чувашей не могло остаться без последствий. Неудивительно поэтому, что во время крестьянской войны (в 1775 году) крещеные чуваши, состоящие из прихожан тридцати приходских деревень, присоединились к восставшим и сожгли первую церковь в Белебее.

На месте сожженной церкви была построена вторая церковь – тоже деревянная во имя святого Архистратига Михаила. Это была временная церковь, так как Белебей к этому периоду стал уездным городом, и, конечно же, этот статус был несовместим с временным неказистым сооружением.

Чуваши, населявшие Белебей, после сожжения церкви вышли из доверия властей и в 1781 году были выселены за пределы города (на одну версту); они основали выселок Малую Белебейку.

Дело о строительстве каменной церкви возобновили в 1815 году с благословения Преосвященного Феофила епископа Оренбургского и Уфимского. В этом году из Оренбургской духовной консистории была прислана шнуровая книга для сбора добровольных пожертвований от жителей города. Поверенным лицом стал отставной вахмистр Александр Мальзев.

В следующем году была выдана документация (план) на возведение церкви, но строительство шло вяло. В 1817 году из консистории напомнили, что работы следует ускорить. Но положение дел не изменилось. Через четыре (!) года консистория потребовала, чтобы был заказан новый план для предполагаемого храма: прежний или устарел, или был утерян. Лишь в 1822 году начали заготавливать строительные материалы, а через шесть лет строительство нового храма было закончено. Стояла церковь недалеко от деревянной – к западу от нее.

На месте прежней церкви, там, где был престол (ныне там находится основное здание средней школы № 1), поставлен был памятник (какой?), замененный впоследствии каменной часовней (она стоит и сейчас).

Новосозданную церковь освятил в 1828 году Преосвященный Амвросий, епископ Оренбургский и Уфимский. Церковь имела один престол, архитектура была простенькой, по виду и по вместимости напоминала сельскую церковь небольшого прихода. Не так давно отреставрированный храм ныне выполняет свое назначение (за районной больницей).

Первым настоятелем церкви был протоиерей Дмитрий Дмитриев, присланный в Белебей в 1820 году. Он-то, вероятно, и довел начатое дело до конца.

Время текло, городок Белебей рос, и в 1879 году Михаило-Архангельская приходская церковь по распоряжению Святейшего Синода была преобразована в соборную церковь, настоятель ее Василий Софотеров был возведен в сан протоиерея.

В 1836 году общее число жителей Белебея составляло 520 человек обоего пола; в 1871 году – уже 1635 человек. Церковь для такого количества населения стала мала. Правда, к тому времени функционировала кладбищенская церковь (освящена в 1862 году). Новая церковь построена на средства купца Ивана Михайловича Проваторова в 1912 году во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Ее осветил 18 августа Преосвященный Михей, епископ Уфимский.

В 1869 году открыли тюремную церковь. Но и кладбищенская, и тюремная тем более были закрыты для горожан (кладбищенская из-за отдаленности).

15 июля 1893 года протоиерей Симеон Касторский заложил первый камень в фундамент нового храма во имя святого Николая Чудотворца. Работы по строительству нового храма стоимостью 8 тысяч рублей были поручены подрядчику С. Колесову. Вместимость храма была рассчитана на 800 человек. Строительство велось исключительно на добровольные пожертвования прихожан. В 1897 году Никольский храм был вчерне построен, а 1 октября на нем были подняты кресты.

Протоиерей С. Касторский, к сожалению, из-за преждевременной кончины не сумел присутствовать на освящении нового храма. Освящал его 28 сентября 1899 года Преосвященный Иустин, епископ Уфимский. Новым настоятелем собора был Павел Лукин.

С открытием 9 сентября 1888 года железной дороги Самара-Уфа население города вновь начало расти: не считая учащихся реального училища, женской гимназии, учительской семинарии, ремесленного училища и батальона солдат, православное население состояло из четырех тысяч душ обоего пола. Городские храмы посещали и жители близлежащих деревень. Так что открытие нового храма положения не спасло. Особенно тесен был Михаило-Архангельский собор.

Прихожане собора 20 сентября 1915 года с благословения Преосвященного Андрея, епископа Уфимского под председательством городского головы Александра Васильевича Шумилова (он был председателем церковно-приходского попечительства) постановили расширить храм по проекту Преосвященного Андрея в три алтаря: главную часть храма обратив в алтарь, а существующий алтарь – в ризницу, трапезную и колокольню снять до основания; расширение провести с таким расчетом, чтобы площадь для молящихся была не менее тысячи квадратных аршин, помимо трех алтарей; тип постройки избрать в один купол с колокольней в связи.

Первый взнос (пять тысяч рублей) решил внести в расширение собора его староста купец Михаил Аполлонович Ягодкин. Соборный храм должен был стать украшением города, иначе это – не собор. Он и стал таковым. Кстати сказать, в Михаило-Архангельском соборе хранились святыни: пожертвованный Таисией Ивановной Эделевой крест с частицей древа животворного креста Господня и образ святого Серафима Саровского чудотворца, писанного на полотне, по преданию, с натуры и пожертвованного священником Н. Кабардиным.

Р. S. В годы Советской власти Никольский собор утратил свое назначение, здесь размещалось производство. Сейчас идут реставрационные работы. Горожане надеются, что собор примет прежнее величие.