Пытаюсь дать название этому материалу. Вариантов много: «Чукотские мотивы», «Ожившая кость», «Из глубины веков», «Образы из бивня»… Все вроде бы подходят, но… И тут всплывает слово, которое вобрало в себя и название материала, с которым работает художник, и специфику его ремесла: косторез. Да и есть в этом слове что-то загадочное, романтичное.
Геннадий Николаевич Березин, член Союза художников РБ, – единственный в городе художник-косторез. Сидим в его мастерской (тоже единственной в Белебее). В большой комнате – живописный беспорядок. Оказалось, только для меня. Мастер же мгновенно находит любой материал (оленьи рога, фрагменты бивня мамонта, коровьи кости, замысловатые корни деревьев), любой инструмент (а их здесь – великое множество!), любое готовое изделие (залюбуешься!).
Пьём кофе из термоса. Беседа наша обстоятельная, долгая, как пути-дороги (если они есть) в тундре. Как пришёл в искусство? Почему привлекла кость? Какие сюжеты разрабатывает? Где выставлялся? Над чем сейчас работает?
Говорит Геннадий Николаевич размеренно, не спеша – сказываются три десятка лет, проведённых на Крайнем Севере, на Чукотке. Этот край очаровал его суровой простотой, безразмерной площадью, своеобычным укладом жизни по-детски наивных и бесхитростных чукчей. Отсюда и чукотские мотивы у учителя по образованию, старателя по профессии, художника по складу души и призванию.
Многие белебеевцы видели работы Г.Н. Березина на выставках в музеях – историко-краеведческом и народного искусства. Эпизоды из жизни чукчей (моменты охоты, отдыха на нартах, бесконечная езда на собаках, общение шамана с небом), осмысление и обобщение увиденного (работа «От жирника до атома»), ожившее дерево (даурская лиственница), живописные полотна (есть и изображения окрестностей Белебея) завораживали многих и филигранной тонкостью, и уровнем исполнения, и необычной тематикой, и умением работ рассказывать о себе.
С искусством мастера знакомы также уфимцы, октябрьцы, туймазин
цы, белоречане. Сейчас Г.Н. Березин готовится к одной из самых ответственных выставок – в зале Союза художников республики. Это его своеобразный творческий отчёт.
– Повезу работы из кости, живопись, всё самое лучшее из того, что создал, – говорит художник.
– Считаете ли Вы, что выполнили своё предназначение? – спрашиваю мэтра.
– Нет, конечно. Замыслы роятся в голове. Есть у меня давнишняя мечта: вырезать шахматы. Только вот тематика не даётся, ведь повторяться не хочется.
…Ухожу из мастерской, наполненный образами, терминами костореза, впечатлениями от увиденного и услышанного. А на столе, на верстаке, на стульях остаются рождающиеся костяные Венеры, жирафы, мамонты, пугающие нечистую силу шаманы с бубном. Мастер до того здорово втянул меня в мир своих образов, что показалось, будто из лежащего на столе бивня выбежала вдруг с лаем упряжка собак и умчалась в бескрайнюю даль.
К. ЛЮБОВ.